audio cd mozart the great violin sonatas vol 2 ingrid haebler henryk szeryng 2 cd

Буклет диска "W.A.Mozart. SONATAS FOR PIANO & VIOLIN" «Соната – это музыкальная беседа или воспроизведение разговора людей при помощи неживых инструментов».Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт. «Мысли о музыкальной эстетике»Свою первую скрипичную сонату Моцарт начал сочинять в 1762 году, в возрасте 6 лет, последняя появилась в 1788-м, в один год с симфониями №39–41. Всего же Моцарт написал более трех десятков сонат для скрипки. Способ сочинения этих «музыкальных бесед» соответствует образу Моцарта – беззаботного гения, творившего, как птицы поют: сонаты часто возникали словно сами собой, между делом. Занимаясь заказанными ему флейтовыми квартетами и концертами, композитор 14 февраля 1778 года из Мангейма писал отцу: «Как Вы знаете, я тупею, если мне приходится все время писать для некоего инструмента (который я терпеть не могу); следовательно, время от времени я для перемены сочинял что-нибудь иное – клавирные дуэты со скрипкой». Речь шла об опусе, в который входят сонаты ми минор (KV 304) и ре мажор (KV 306), представленные на этом диске. Оба сочинения родились в бурные для Моцарта времена. Они написаны в начале лета 1778 года в Париже (на автографе первой из них значится Sonata IV a Paris). В тот год композитор совершил большое путешествие в поисках достойной работы. Закончилось оно, правда, примирением с архиепископом Колоредо и возвращением в Зальцбург, но зато, по признанию Моцарта, много ему дало для совершенствования в композиции. Не говоря уже о том, что обстоятельства заставили двадцатидвухлетнего музыканта всерьез задуматься о своем пути. Он писал отцу домой: «Только об одном я просил бы для себя в Зальцбурге: чтобы мне не быть более при скрипке, как это было прежде. Скрипачом я больше не буду; я хочу дирижировать за клавиром и аккомпанировать в ариях»; «Я композитор и рожден быть капельмейстером. Я не имею права закапывать мой талант композитора, которым меня так щедро наградил милостивый Господь. Я могу сказать это без ложной скромности, ибо чувствую это больше, чем когда-либо… Я бы скорее, так сказать, пренебрег клавиром ради композиции. Ибо клавир для меня – дело второстепенное, но, слава Богу, очень важное второстепенное».Год вместил немало впечатлений и еще больше переживаний. В Мангейме Моцарта подстерегала любовь к Алоизии Вебер (старшей сестре его будущей жены), в штыки воспринятая его отцом, в Париже ждала жизнь на положении «вольного стрелка», работа для Духовных концертов, балета Парижской оперы и тяжелейшее потрясение – смерть матери. Соната соль мажор (KV 379) сочинена в апреле 1781 года, накануне окончательного разрыва с архиепископом. К тому моменту Моцарт был уже морально готов остаться в Вене даже и без постоянного места службы: репутация прекрасного пианиста сулила и многообещающие концертные выступления, и платежеспособных учеников. О первом исполнении всех трех сонат сведений нет, поскольку предназначались они для сугубо домашних концертов – причина, по которой издания хорошо раскупались армией музыкантов-любителей. Моцарт и писал скрипичные сонаты в расчете на немедленную публикацию. К примеру, закончив в Париже сборник из шести сонат KV 301–306, начатый им еще в Мангейме, он тотчас отдал его в гравировку Иоганну Георгу Зиберу, выручив за это 15 луидоров. Сборник вышел под ор.1 с посвящением курфюрстине Пфальца и Баварии Элизабете Августе (хотя в Париже еще в 1764 году вышли в свет самые первые скрипичные сонаты Моцарта – тоже под ор.1, в те времена такое случалось часто).Соль-мажорная соната была напечатана в ноябре 1781 года под ор.2 №5 в числе «шести сонат для клавира в сопровождении скрипки достаточно известного и прославленного господина Вольфганга Амадея Моцарта» с посвящением пианистке Жозефе Барбаре фон Ауэрнхаммер. Это была первая публикация музыки композитора в Вене, в знаменитом издательстве «Артариа». Сонаты встретили прекрасный прием и уже при жизни Моцарта переиздавались в Амстердаме и Лондоне. Анонимный рецензент написал в гамбургском журнале Magazin der Musik от 4 апреля 1783 года: «Эти сонаты – единственные в своем роде. Они богаты новыми идеями и приметами великого музыкального гения их сочинителя. Весьма блестящи и соответствуют инструменту. При этом аккомпанемент скрипки так искусно связан с партией клавира, что оба инструмента постоянно привлекают к себе внимание, так что сии сонаты требуют столь же законченного исполнителя на скрипке, как и на клавире. Однако невозможно дать полного описания сего оригинального творения. Любители и знатоки должны сперва сами проиграть их, и тогда они убедятся, что мы ничего не преувеличили».Как видно, слова «аккомпанемент скрипки» в то время никого не шокировали. Рецензент, напротив, признает новацией значительность ее партии. Такова была традиция, шедшая от практики генерал-баса: клавирная партия – фундамент, скрипичная – украшение. Австрийские скрипки того времени с их ограниченными динамическими ресурсами больше подходили именно для такой роли в ансамбле, а нежный верхний регистр моцартовского фортепиано, в свою очередь, предполагал столь же деликатное звучание смычкового инструмента. Хотя Моцарт вплотную подступает к идее равноправного диалога двух партнеров, инициатива, как правило, принадлежит фортепиано. Ясно, что автор, равно владевший обоими инструментами, в этом ансамбле видел себя за клавиром.В камерной музыке тех лет доминировал «галантный стиль», следующий этикету приятной светской беседы, не без манерности (о нем подробно и проникновенно говорится в 3-й части книги Ларисы Валентиновны Кириллиной «Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX века»). Моцарт, впрочем, в представленных сонатах часто отказывается от него ради мрачной и страстной патетики. В наименьшей степени это относится к сонате ре мажор, задуманной как блестящее, позитивное завершение «мангеймско-парижского» цикла.

Разнообразие нашей продукции:

волосатова т чичварин н информатика и лингвистика учебное пособие | шпагат полипропиленовый сибртех красный 1 4 мм l 60 м | атаев агай мухтарович ихтиопатология учебник | калюжный и и др клиническая гастроэнтерология животных учебное пособие | муфта пп переходная вн вн 40х20 pn25 белый ростурпласт муфта переходная 40х20 мм внутр внутр 16259 | вёрткин аркадий львович руководство по скорой медицинской помощи для врачей и фельдшеров | полипропиленовая муфта переходная ростурпласт внутренняя внутренняя 32х20 мм | яхно н ред болезни нервной системы руководство для врачей том 1 | шабалов н ред детская гастроэнтерология руководство для врача | омельченко виталий петрович информатика для врачей учебное пособие | омельченко виталий петрович алексеева наталья алексеевна информатика для врачей учебное пособие | алексеев александр петрович современные мультимедийные информацион ные технологии учебное пособие | алексеев а современные мультимедийные информационные технологии учебное пособие | чернов виктор николаевич медицинская информатика учебное пособие | шашмурина в ковалева н мишутина о экстренная и неотложная помощь детям на стоматологическом приеме учебное пособие | омаров с м ред неотложные состояния в акушерстве и гинекологии учебное пособие | сахно н буяров в и др ветеринарная санитария учебное пособие | свешников константин анатольевич вёрткин аркадий львович руководство по скорой медицинской помощи для врачей и фельдшеров | богданов а корнеева е неврология для врачей общей практики руководство | щедров владимир ветеринар на дому диагностика профилактика и методы лечения домашнего поголовья | радзинский эдвард станиславович александр ii жизнь и смерть документальный роман | курпатов андрей владимирович аверьянов геннадий геннадьевич психология сердца пособие для врачей общей практики | стекольников а щербаков г ред декоративное собаководство учебное пособие | шпагат полипропиленовый сибртех красный 1 7 мм l 400 м | угол полипропиленовый vtp 753 0 02505 25 мм х 3 4 нр ш 2 шт |